Б.К.С. АЙЕНГАР ПРЕДИСЛОВИЕ К
РУССКОМУ ИЗДАНИЮ
Я счастлив сознавать, что книга моей дочери Гиты Айенгар «Йога —
драгоценность для женщин» издается на русском языке и может принести
пользу моим сестрам в вашей стране.
Я посетил Москву по приглашению руководителя советского спорткомитета
Центра нетрадиционных методов оздоровления и Министерства здравоохранения
в октябре 1989 г. Тогда на конференции я встретил сотни людей, которые
горели желанием узнать все о йоге. Поэтому я согласился провести
четырехчасовую лекцию с демонстрацией поз, чтобы люди могли
непосредственно увидеть и составить представление о том, что такое йога.
Позже, когда мне подарили ксерокопию русского издания моей книги
«Прояснение йоги», неофициально ходившей по рукам с 1974г., я осознал, что
между советскими почитателями йоги и мной существует эмоциональная связь.
Я был тронут не только этим подарком, но и горячим признанием той йоги,
которую я практикую.
Сейчас моя радость безгранична, и я хотел бы написать несколько слов,
чтобы зажечь читателей предназначением и пользой йоги.
Слово «йога» происходит от санскритского корня «Yuj», что означает
«соединять», «прикреплять», «овладевать» и «управлять вниманием», а кроме
того — «союз». Соединение тела и духа, затем объединение тела и духа с Я
есть йога. Это философия, поскольку она приводит человека к пониманию
того, что такое правильное поведение и как прийти к праведной жизни.
Йога — это уникальная наука и искусство. Это универсальная культура,
так как она подходит любому, независимо от возраста, пола или национальной
принадлежности. Она целостна, поскольку касается всего спектра бытия
человека, включая физический, психический и духовный компоненты в их
целостности. Это психосоматическая наука. «Психо» и «сома» — греческие
слова. «Психо» значит «ум», а «сома» — «тело». Практически невозможно
провести точную границу и указать, где кончается тело и начинается психика
или где закончится психика и начнется Я. Йога учит нас, что тело и ум, ум
и тело работают вместе в совершенном равновесии, гармонии и согласии с Я.
Йога есть не что иное, как метод объединения тела с духом и духа с Я.
Это тот предмет, которым нужно заниматься практически, его нужно испытать
самому, только теоретическое знание не подходит для эволюции. Опыт есть
непосредственное знание, он действует как толчок для дальнейшего пылкого и
энергичного следования этому искусству и науке.
Тело — это храм Я. Подобно тому как человек, чтобы жить, должен
содержать свой дом и окружение в порядке и чистоте, так практика йоги
очищает храм — тело, сохраняя его чистым и здоровым. Она использует тело
как лук, а асаны как стрелы, с помощью которых можно поразить цель —
достичь неомраченной и безраздельной благодати глубинного Я.
Для того чтобы преобразить тело и дух, довести их до уровня глубинного
Я, нужно сохранять здоровье храма Я. Здоровье основано на принципах
морали, физической дисциплины, психического бодрствования и духовного
равновесия. Йога имеет восемь членов, или аспектов: яма (yama — социальная
этика), нияма (niyama — личная этика), асана (asana — позы), пранаяма
(pranayama — различные дыхательные техники), пратьяхара (pratyahara —
дисциплинирование органов восприятия), дхарана (dharana — контроль
сознания), дхьяна (dhyana — интеллектуальная стабильность) и самадхи
(samadhi — погруженность в глубокую медитацию). Таким образом, йога
очищает тело от загрязнений в виде болезней, развивает в ученике
эмоциональную стабильность, ясность интеллекта и равновесие. Все восемь
аспектов йоги взаимопереплетаются на всех уровнях бытия — от уровня кожи
до уровня Я — и проявляют себя, начиная с уровня Я и кончая уровнем кожи.
Итак, йога потому помогает телу стать подлинным храмом Я, что позволяет
хорошо узнать уже известное тело, а затем учит человека соединять
известное с неизвестным — сущностью бытия, которая чиста, здорова и
незамутненна. Поэтому йога считается целостной наукой.
У человека есть голова, сердце и члены. Эти три части соответствуют
слову, мудрости и делу. Голова нужна для интеллектуального знания, сердце
представляет любовь, привязанность и эмоциональную уравновешенность, а
руки и ноги предназначены для работы. Все три части взаимодополняющи.
Работа или действие не могут быть совершенными без знания и любви. Знание
не созреет без помощи действия и привязанности. Так же и привязанность,
сочувствие и дружелюбие не могут развиться без знания и действия. Таковы
три функциональных отдела человека: голова, которой соответствует путь
знания (jnana), сердце, которое представляет путь любви (bhakti), и руки —
путь действия (karma). Нужно пройти все три пути, чтобы стать настоящим
человеком. Недостаток физического или психического здоровья влияет на
знание, мудрость и работу. Поэтому мудрые йоги и йогини открыли четвертый
путь — восьмичленную йогу, которая создает и связывает воедино физическую,
физиологическую, психологическую, интеллектуальную и духовную оболочки
человека.
Наше тело само по себе — тонкое и хорошо организованное образование.
Оно обладает даром приспособления даже тогда, когда владелец пренебрегает
им. Оно имеет пять уровней или оболочек: физическое тело (annamaya kosa),
физиологическое тело (рrаnаmaуа kosa), ментальное тело (manomaya kosa),
интеллектуальное тело (vijhanamaya kosa) и духовное тело (anandamaya
kosa).
Физическое тело — это кости, суставы и мышцы. Физиологическое тело
состоит из дыхательной системы, циркуляторной системы, пищеварительной
системы, нервной системы, клеточной системы, системы желез, а также
жизненных органов, таких, как желудок, печень, селезенка, поджелудочная
железа, мочевой пузырь, тонкий и толстый кишечник и т.д. В
действительности эта оболочка действует как мост между физическим и
духовным телом. Если сознание — царь органов чувств, то дыхание — царь
сознания. А царь дыхания — нервная система. Практика йоги предохраняет
нервную систему от напряжения, и поэтому дух в трудных обстоятельствах
остается незыблемым.
Воля, движение, мотивация и сбор информации принадлежат сознанию.
Разумное использование различных систем тела и психики относится к
интеллектуальной сфере, а незамутненное и ненарушаемое блаженство
принадлежит уже к области Я.
Йога играет большую роль в развитии внутреннего органического тела,
привитии ему культуры, а также координации физического тела и различающего
ума.
Интересно также отметить, что практика йоги снимает напряжение и
стрессы и создает огромную защитную силу, которая позволяет справиться с
враждебными силами, такими, как физические или психические болезни. Она
сохраняет гибкость нервной системы, обеспечивая решение разнообразных
проблем, возникающих при нашем взаимодействии с внешним миром. И наконец,
она универсальна и не привязана к какой-либо религии или секте. Йога
раздвигает границы деятельности тела и ума, заставляя их напряженно
работать и одновременно релаксироваться. Она порождает надежду,
уравновешенность, дружелюбие и сострадание вместо страха, отчаяния,
сомнения и отвержения. Она учит занимающегося направлять тело и дух к
священной цели служения и самопожертвования.
Здоровье не есть свобода от болезни. Здоровье — это совершенное
состояние равновесия и связи между всеми пятью оболочками человека.
Здоровье подвижно, оно подобно живой нити, пронизывающей человека от кожи
до Я и от Я до кожи при непрерывном осознании динамичной жизненной силы
или энергии, которая циркулирует в системе с обратной связью.
Подобно тому как на здоровых растениях растут душистые цветы и вкусные
плоды, так радость и счастье расцветают в здоровом человеке. По своей
природе тело инертно, скучно и вяло. Ум — подвижен, активен и динамичен, а
глубинное Я — чисто, ясно и излучает свет. Йога разрушает вялость тела и
непостоянство ума и поднимает их на уровень светоносного Я. Необходимо
помнить, что тело похоже на невозделанную землю, не вспаханную и не
засеянную. Как крестьянин пашет землю, поливает и удобряет ее, сеет лучшие
семена и старательно ухаживает за всходами, чтобы собрать наилучший
урожай, так и занимающийся йогой вспахивает свое тело и свой ум с помощью
этической дисциплины (яма и нияма), выпалывает сорняки с помощью различных
поз (асаны), увлажняет посредством тонких техник длительного дыхания
(пранаяма), использует хорошие мысли (пратьяхара) как удобрение, засевает
лучшие семена (дхарана), ухаживает (дхьяна) и вкушает нектар покоя и
гармонии (самадхи) в качестве урожая йоги.
Если зеркало чисто, оно отражает предметы ясно. Точно так же практика
йоги заставляет тело и ум, как зеркало, отражать равновесие и
безмятежность глубинного Я.
Искусство йоги. ее наука и философия связывают и соединяют тело с его
обитателем. Этот союз тела и ума с Я называется Пракрити Пуруша Самъйога
(Prakriti-Purusa Samyoga), или божественный брак природы и духа.
Говорят, что первый учитель ребенка — его мать. И все знают, что
здоровье — это наибольшее достояние и богатство любого народа. Поскольку
здоровье сегодняшнего и завтрашнего поколений зависит от матерей и будущих
матерей Земли, то мне кажется, что эта книга должна послужить толчком для
женщин в их стремлении к хорошему здоровью, эмоциональному равновесию,
покою дома и уравновешенности вне его.
1 февраля 1991г.
<<< Назад --- Дальше >>>
<<<К содержанию>>>
|